Советы педагога - психолога

Республиканский центр психологической помощи

Капризы и упрямство

Памятка для родителей по профилактике насилия в семье

Детство должно улыбаться,

Счастьем искриться в глазах,

В сердце теплом вспоминаться,

А не слезой на глазах!

«Насилие над детьми и подростками включает в себя любую форму плохого обращения с ними, допускаемую родителями, опекунами или воспитателями», — такое определение принадлежит H. Kempe.

Насилие над детьми чаще всего трактуется как жестокое обращение с ребенком. Жестокое обращение с ребенком включает в себя следующие виды насилия:

  1. физическое,
  2. сексуальное,
  3. психическое,
  4. запущенность или пренебрежение нуждами ребенка.

Самое ценное, что есть у нас, — это наши дети!

  • Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
  • Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
  • Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
  • Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
  • Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
  • Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было.
  • Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
  • Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.
  • Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: «Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!

Постарайтесь справиться со своими эмоциями и м спокойно побеседовать по поводу возникших проблем. Если у Вас возникли проблемы в воспитании ребенка, если Вы не можете наладить контакт с ним, если Вас настораживают изменения в поведении ребенка, не торопитесь применять крайние воспитательные меры. Поговорите с ребенком. Расскажите ему, что в Вашей жизни тоже случались трудности, проблемы и что сейчас Вам живется не совсем так, как хотелось бы. Спросите совета, как бы Ваш ребенок поступил в сложившейся ситуации на Вашем месте, может быть, именно так Вы сможете решить проблему ребенка, не потеряв его доверия, уважения и веры в то, что самые мудрые, самые лучшие на свете родители.

Источник: psichologvsadu.ru 

Подготовила: воспитатель дошкольного образования Лавкет К.Д.

свернуть

«Как провести лето с ребенком»

Советы родителям дошкольников на летний период

Лето – время отдыха и особенно этой поре радуются дети. Многие родители задумываются, чем занять дошкольника летом, как организовать его досуг с пользой?

Первое, что следует обеспечить ребенку – это режим дня. Важно, чтобы дошкольник учился организованности и планированию своего дня. Не секрет, что большую часть времени летом дети любят проводить на улице, поэтому неотъемлемой частью распорядка дня должны стать развлечения на свежем воздухе.

Доказано, что игры на свежем воздухе не только приносят огромную пользу для здоровья, но и развивают творческий потенциал. Главное — подобрать такие игры, которые будут соответствовать его возрасту и интересам.

Игры с песком и водой

Маленьким детям дошкольного возраста будет интересно возводить замки и домики из песка. Такие игры не только порадуют вашего кроху, но и поспособствуют развитию мелкой моторики рук, что, несомненно, самым положительным образом скажется на развитии ребенка.

Дети постарше также с удовольствием будут заниматься строительством из песка и воды. При этом такую игру можно разнообразить, устроив, например, соревнование между детьми, предложив им построить самую высокую или красивую башню.

Игры с песком и водой все дети просто обожают. Помимо этого они создают благоприятные условия для сенсорного воспитания.

На пляж можно взять и большой надувной мяч, игры с которым придутся по нраву как дошколятам, так и более старшим детям. Игры с мячом способствуют развитию ловкости, реакции и координации движений.

Знакомство с природой

Лето – самое удачное время для походов с ребенком в лес. В лесу ребенок может увидеть много нового и интересного, что существенно расширит его познания об окружающем мире, флоре и фауне. Ему будет очень интересно наблюдать за птицами и насекомыми, смотреть на различные растения и цветы.

В этот момент взрослому необходимо задавать наводящие вопросы, учить ребенка отличать и сравнивать предметы, тем самым способствуя развитию мыслительных процессов совместно с игровой деятельностью.

Кроме того, с ребенком-дошкольником полезно собирать различные шишки, веточки, листочки, которые пригодятся вам для дальнейшего совместного творчества.

Если на улице плохая погода, можно организовать игры в домашних условиях.

В домашних условиях, можно использовать множество игр:

Пальчиковая, артикуляционная гимнастика.

Рисование, лепка, аппликация.

Прослушивание мелодии, разучивание песенки, ритмика.

Игры с простыми геометрическими фигурами (блоки Дьенеша).

Игры с водой.

Игры в картинках.

Ролевые игры (домик, магазин и. т. д).

«Куб форм», «Разрезные картинки», «4-ый лишний».

Игры с кубиками, матрешками, пирамидками и т.п.

Коллективные игры на свежем воздухе

Летом особенно популярны коллективные игры на свежем воздухе. Детям младшего школьного возраста особенно понравятся подвижные коллективные игры на улице: «Салки», «Прятки», «Светофор», игра «Кто сильнее?» и пр. Вообще, польза коллективных детских игр не вызывает сомнений. Такие игры способствуют развитию у детей умения общаться, действовать в команде, совместно с другими людьми, позволяют ребенку весело провести время. Коллективные игры с другими детьми развивают у ребенка социальные навыки, учат разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, дают ребенку возможность научиться дружить и заводить друзей.

Самое главное — помнить, что совместные игры способствуют развитию памяти, мышления и речи, учат контролировать свои действия и выполнять определенные правила. С помощью них ребенок познает взрослый мир, учится общаться в коллективе.

И в любом случае, совместное и активное времяпрепровождение с родителями оставит самые яркие впечатления о лете, которые потом ваш ребенок будет с радостью вспоминать!

Игры с мячом

«Съедобное – несъедобное».

«Назови животное».

«Догони мяч».

«Проскачи с мячом» (игра-эстафета)

Игроки делятся на две команды. У каждой команды по мячу. Поставьте первыми в команде детей. Определите место, до которого необходимо «доскакать». По команде игроки начинают прыгать с мячом, который зажат между коленями. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием, не уронив мяч.

«Самый ловкий».

Познакомьте детей с русскими народными играми: «Горелки», «Чехарда». Вспомните игры, в которые играли сами в детстве: «Садовник», «Краски», «Бабушка, нитки запутались», «Жмурки». Ваш ребенок будет в восторге, а вы снова окажитесь в детстве. Отличное настроение обеспечено и вам, и вашему ребенку.

Игры, для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учат детей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-, двух-, а также трех-, четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания

«Угадай, что звучит?»

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Взрослый показывает ребенку игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда ребенок запомнит названия предметов, взрослый предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» — спрашивает он. Ребенок отвечает, и взрослый снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т. д. При этом он хвалит ребенка, если он узнал звучащий предмет, отчетливо произнес его название.

«Чудесный мешочек»

Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных (утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.).

Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Родитель, держа мешочек, подходит к ребенку и говорит, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее и громко назвать. Родитель добивается, чтобы ребенок правильно и внятно называл игрушку. Если ребенок затрудняется ответить, взрослый подсказывает ему.

Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.

«Магазин»

Наглядный материал : игрушки, в названиях которых есть звуки м – мь, п – пь, б – бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.).

Родитель расставляет на столе игрушки и предлагает ребенку поиграть. «Я буду продавцом», — говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?». Ребенок отвечает. «А ты будешь покупателем. Кем ты будешь?» — «Покупателем», — отвечает ребенок. «Что делает продавец?» — «Продает» — «Что делает покупатель?» — «Покупает». Взрослый показывает игрушки, которые он собирается продавать. Ребенок называет их. Затем родитель приглашает к столу ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Родитель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово «пожалуйста» выделяет голосом. Взрослый дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.

Родитель следит за тем, чтобы ребенок правильно произносил звуки м – мь, п – пь, б– бь в словах, отчетливо выговаривал слова с этими звуками.

«Можно ездить или нет»

Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.

Ребенок по очереди вынимает из коробки картинки; и показывает, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Взрослый следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

«Скажи, как я»

Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Следить за тем, чтобы ребенок произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.

Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения.

Совет родителям:

Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Разыгрывайте с детьми ваши семейные события и придуманные истории.

Позволяйте ребенку свободно выражать свои чувства, не одергивайте его, не пытайтесь читать мысль, а, наоборот, эмоционально сближайтесь с ним.

Поощряйте детскую инициативу, четко следуйте избранной вами роли в игре и не «соскальзывайте» с нее на свою реальную позицию взрослого.

Если ребенок просит многократно повторять какой-либо сюжет, то не отказывайте ему в этом, повторяйте столько, сколько потребуется.

Систематически проигрывая с ребенком различные ситуации, вы строите доверительные отношения, общаетесь с ним на понятном ему языке, учитесь понимать его, сочувствовать, сопереживать. А он, в свою очередь, начинает лучше понимать вас.

Теплого и солнечного лета Вам и хорошего отдыха.

Источник: nsportal.ru

Подготовила: воспитатель дошкольного образования Лавкет К.Д.

свернуть

"Типы детско-родительских отношений"

Многие могут недооценивать то влияние, которое родители оказывают на психику и характер ребенка, хотя именно социальная среда формирует личность человека уже на ранних этапах его развития. Семья — это основа социальной среды ребенка, в которой формируется его психологическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие. Именно наблюдая за родителями, ребенок изначально постепенно выстраивает свою картину мира, и то, как родители относятся к ребенку и друг другу, в дальнейшем заложит основу поведения ребенка. Поэтому так важно подумать заранее о том, как вы бы хотели воспитать ребенка, и каким человеком вы хотели, чтобы он вырос.

Разные стили детско-родительских отношений складываются из двух значимых факторов:

Родительский контроль — стремление родителей устанавливать правила, ограничения и запреты для ребенка, а также в целом влиять на него.

Родительская теплота — проявление любви, заботы, похвалы и поддержки по отношению к ребенку.

Родительский контроль может быть чрезмерным, когда ребенок полностью должен следовать установленным правилам и обязанностям, без права на их обсуждение; а может быть сведен к минимуму, когда родители дают слишком много свободы в действиях. То же самое с родительской теплотой: ее может быть слишком много, что выражается в усиленной опеке, либо слишком мало, что характеризуется холодными отношениями с ребенком.

4 основных типа детско-родительских отношений

На основе выраженности этих факторов и сложилась классификация, предложенная Дианой Баумринд, в которой она выделяет 4 основных типа детско-родительских отношений:

  1. Авторитарный тип отношений подразумевает усиленный родительский контроль при недостатке или отсутствии теплоты. При таком типе отношений родители очень требовательны и строги с детьми, они устанавливают правила и запреты, нарушая которые, дети получают наказание. Обычно эти правила никак не обсуждаются, и мнение ребенка и его чувства не учитываются: «Как я сказал, так и будет». Отсутствие теплоты логично сопровождает такой тип, поскольку только при наличии холодных отношений родители могут удерживать свой авторитет и внешний контроль за ребенком. Вырастая в таких отношениях, дети обычно становятся запуганными, несамостоятельными, холодными с другими людьми, а иногда агрессивными.
  2. Авторитетный или сотрудничество. Умеренный контроль со стороны родителей в сочетании с их теплотой и заботой приводит к авторитетным отношениям. Родители также могут устанавливать правила и запреты, но они открыты к их обсуждению с детьми, и поэтому они не кажутся несправедливыми и необоснованными. Теплота и близость отношений положительно влияют на взаимное доверие, и потому дети обычно сами пытаются не нарушать правила — не из-за страха перед наказанием, а из-за страха нарушить обещание. Такой тип считается наилучшим для развития ребенка: он вырастает собранным и уверенным в себе, целеустремленным и ответственным. В его отношениях он также будет проявлять любовь и заботу, поскольку его родители окружали его теплотой.
  3. Либеральный, или Гипоопека. Если при родительской любви и заботе исключается контроль за ребенком — это приводит к либеральным, или анархическим, отношениям. Родители не направляют ребенка, а всецело доверяют ему в решениях. Такая полная вседозволенность и отсутствие правил способствуют развитию импульсивности, хаотичности у ребенка, склонности потакать своим слабостям. Нередко это приводит к тревожности, неспособности адаптироваться к социальной среде из-за отсутствия навыка следовать правилам.

4.Индифферентный.Отсутствие контроля и тепла со стороны родителей ведут к индифферентным отношениям. Холодная дистанция между родителями и ребенком приведет к развитию неуверенности у ребенка, он не будет знать любви и тепла. В то же время отсутствие каких-либо правил будет означать полную безнаказанность у ребенка, и он будет совершать много ошибок. В целом такой безразличный тип отношений можно назвать самым неблагоприятным, поскольку в нем отсутствуют две главных функции родителя: надсмотр за ребенком и проявление любви и теплоты к нему.

Психологи соглашаются в том, что авторитетный тип является самым благоприятным для здорового психического развития ребенка. Если вы хотите, чтобы у вас складывались доверительные отношения, то постарайтесь уважать мнение ребенка, понятно доносить свои требования к нему и, конечно, проявлять любовь и заботу.

Любовь, принятие, уважение, понимание которые родители заложат в своего дитя в первые пять лет, он пронесет по жизни. Как, правило, такой человек вырастает жизнестойким и оптимистичным. Дарите любовь своим детям, ее много не бывает. Старайтесь быть с детьми искренними и честными, дети очень остро чувствуют фальшь.

Но очень часто ребенок воспринимает родителей, воспитателей, учителей как карательный отряд, указывающий, контролирующий, требующий и жестоко карающий в случае неповиновения.

Социальное окружение тоже накладывает свои отпечатки на развитие ребенка, но все же основное закладывает семья. И ответственность за то, каким вырастет ваш ребенок, кем он станет, ложится на вас родители. И только вы можете сделать ваши отношения с ребенком гармоничными, дружескими, основанными на взаимном уважении.

Для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

Опираться на сильные стороны ребенка.

Избегать подчеркивания промахов ребенка.

Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.

Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

Проводить больше времени с ребенком.

Проявлять эмпатии к ребенку и веру в Вашего ребенка.

Принимать индивидуальность ребенка.

Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

Неразлучные друзья – родители и дети

Учитесь быть своему ребенку другом.

Критикуйте, не унижая, а поддерживая.

Учите своего ребенка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы.

Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними.

Если ваш ребенок поверят вам свои тайны как друзьям, не шантажируйте его ими.

Удачи Вам на этом замечательном пути - воспитание детей.

Источник: infourok.ru

Подготовила: воспитатель дошкольного образования Лавкет К.Д.

свернуть

Адаптация

Как вообще происходит эта самая адаптация и что это, собственно говоря, такое? Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е. каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.

Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.

Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:- в яслях - 7-10 дней,- в детском саду в 3 года - 2-3 недели,- в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц.

Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе.

"Я все умею делать сам!"

Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад Ребенок, который отправляется в детский сад, конечно, должен обладать определенными навыками самообслуживания: одеваться, есть, пользоваться горшком, умываться и вытирать руки и лицо полотенцем. Разумеется, воспитатели помогут справиться с пуговицами и шнурками, но нельзя ожидать, что они будут постоянно переодевать и кормить с ложки каждого из пятнадцати подопечных! С такой нагрузкой им не справиться даже при наличии няни.

Надо сказать, что два года - самый замечательный возраст для обучения самостоятельности. На вашей стороне сейчас сама природа с ее законами психического развития маленького человечка. Ведь недаром третий год жизни ребенка называют периодом, который проходит под девизом: "Я сам!". Сейчас малыша вообще не нужно заставлять что-то делать самостоятельно - он только к этому и стремится, настойчиво и упорно, решительно отстаивая свое право делать все без вашей помощи и получая огромное удовольствие от достижения цели.

Как правило, родителям двухлетних детей гораздо больше внимания приходится обращать на то, чтобы не мешать ребенку быть самостоятельным. И это, возможно, самый важный момент! Именно сейчас, на третьем году жизни, ребенок может и должен овладеть всеми навыками самообслуживания: есть и пить, умываться и чистить зубы, одеваться и раздеваться, своевременно пользоваться горшком. Он с легкостью может научиться убирать за собой игрушки, вытирать тряпкой стол, аккуратно складывать одежду.

Вам трудно в это поверить? Тем не менее это так, и более того: для достижения таких успехов вам вовсе не обязательно прикладывать какие-то значительные усилия, кроме одного - не мешать! Не хватать его за руки, не одергивать и не поправлять на каждом шагу, не пытаться все сделать за него, потому что он "маленький и ничего не умеет"!

На практике это, конечно, не так уж просто. Прежде чем дитя научиться умываться, пол в ванной комнате не раз и не два окажется залит водой. Самостоятельное одевание карапуза легко может расшатать нервную систему мамы, особенно если сама она по темпераменту холерик или сангвиник. И все - таки необходимо взять себя в руки, набраться терпения и обращаться с ребенком осознанно, а не под влиянием импульса.

Планируя все свои дела, заранее закладывайте в расписание час или полтора (в зависимости от особенностей поведения ребенка) "на самостоятельность". Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам. Давайте ему возможность опробовать самостоятельно всякий новый навык, и лишь в том случае, когда становится очевидным, что самому ему не справиться, предлагайте помощь (причем эта помощь должна быть обучающей: не "давай я сделаю сама!", а "посмотри, это делается так"). С другой стороны, не нагружайте его заданиями, с которыми он определенно не может справиться: постарайтесь, чтобы карапуз пореже испытывал ощущение собственного бессилия и почаще добивался успеха.

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям. Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним. Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным - избегающий.

При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: • легкая адаптация - поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения; он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации "срывы" все же возможны;

  • адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца(или 2-х), ребенок на короткое время теряет в весе, есть признаки психического стресса. Малыш может периодически "всплакнуть", но ненадолго. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.
  • тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, резкие перепады настроения, капризы. Кроме того, малыш очень часто болеет - (в данном случае болезнь нередко связана с нежеланием ребенка идти в детский сад). Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют. Если родителям пустить ситуацию на самотек, это может перерасти в серьезные нервные заболевания и расстройства. В некоторых случаях нельзя будет обойтись без консультации специалиста, а если малыш не адаптируется к новым условиям в течение года, возможно, - подумать о том, чтобы прекратить посещать детский садик.

Для успешной адаптации важна предварительная подготовка и время, выделенное на постепенное вхождение малыша в коллектив. Немаловажен профессионализм воспитателя, его умение и стремление наладить с ребенком контакт. И, конечно, очень значимыми остаются внимание, любовь и поддержка родителей.

А для успешной адаптации рекомендую вам сказки и делюсь ссылкой, уверена, что ваш малыш с удовольствием будет посещать детский-сад https://youtu.be/LgbQLkvQ2MU

Источник: nsportal.ru

Подготовила: воспитатель дошкольного образования Лавкет К.Д.

свернуть

Поощрение и наказание в воспитании ребёнка

Осознание собственного «Я» начинается в возрасте 1-1,5 лет. Но ребенок все еще очень нуждается в поддержке родителей, ведь их мнение для ребенка – самое важное. О своих новых свершениях и неудачах малыш в первую очередь рассказывает маме и папе, а их одобрение – лучшая награда.

 Наказание детей – только по заслугам!

         В 3 года ребенок уже неплохо адаптируется к окружающему миру – он начинает сам решать, что и как ему делать. Своими поступками малыши хотят не что иное, как обратить на себя внимание родителей. Иногда дети, не получая должного поощрения за хорошие поступки, начинают пытаться привлечь внимание капризами и плохим поведением. И, как ни странно, добиваются желаемого результата гораздо быстрее. Чтобы ваш ребенок не проказничал – никогда не ругайте его без веской на то причины, всегда хорошо подумайте, прежде чем его отчитать.

Чрезмерно импульсивное поведение детей – это влияние мимолетных эмоций и чувств, которые ребенок еще не в состоянии полностью контролировать. Настроение у малыша может поменяться за секунду. Отсутствие эмоционального контроля может стать причиной непонимания и лишних ссор между вами и вашим подрастающим чадом. То, что вы можете расценить как упрямство – на самом деле простое непонимание ситуации. Маленьких детей нужно научить самостоятельно принимать решения и уметь перестраиваться. Правильные и обдуманные реакции родителей – самый эффективный способ помочь ребенку скорее научиться принимать верные решения.

 Важнейшими моментами, оказывающими влияние на становление личности и характера малыша, являются взаимоотношения между мамой и папой, родительская забота и их реакция на поступки ребенка.

         К сожалению, еще не придумали универсальной модели воспитания, способной развить у ребенка тот или иной характер, здесь не поможет ни кнут, ни пряник. Всё индивидуально, и в зависимости от поведения ребенка в разных ситуациях родителям следует подбирать определенные методы влияния и создавать свои правила. Единственное, что всегда нужно помнить – это соблюдение тактичности в общении с ребенком: никогда не пытайтесь полностью поменять мнение ребенка, лучше деликатно подскажите ему верное решение.

 Похвалите меня!

         Поощрение – важнейший элемент в воспитании. Похвала может и помочь, и навредить. Если постоянно расхваливать своего ребенка без причины – он перестанет это ценить. Поощряйте ребенка в первую очередь за выполненную работу, за добрые и полезные дела. Не забывайте говорить ему, что он у вас самый лучший, самый любимый и самый хороший – но не переусердствуйте.

Если к вашему ребенку пришли друзья – похвалите их всех, а не только его лично. Тогда ваш сын или дочка не будут важничать, и всей компании будет приятно. Любая похвала должна быть в первую очередь заслуженной, искренней и серьезной.

Нередко родители поощряют детей подарками - это нормально, но здесь главное не переборщить. Чем дарить ребенку очередную игрушку – лучше сходите вместе в зоопарк, цирк или театр. Если вы пообещали что-нибудь сладкое – испеките это дома вместе с малышом.

Денежное вознаграждение – не лучшая идея для ребенка. Он, конечно, так быстрее привыкнет к взрослой жизни, но излишнее пристрастие к карманным деньгам может негативно сказаться на взаимоотношениях в семье – дитя будет требовать плату за любую работу.

Похвала и поощрение поднимают детскую самооценку как нельзя лучше. Психологи утверждают, что не уверенные в своих силах дети чаще боятся потерпеть неудачу. Такие дети гораздо позже начинают читать, и это связано не с отставанием в развитии, а с тем, что малыш подсознательно настроил себя на неудачу.

Лучший совет родителям - постараться отыскать золотую середину, чтобы похвалой и подарками не причинить ребенку вред.

 Каждому малышу – свои награды и наказания.

Все дети не похожи друг на друга, и поэтому нельзя ко всем подряд применять одни и те же виды наказаний и поощрений. Темперамент ребенка должен быть основным показателем в выборе поощрения или наказания. Если ребенок тихий и стеснительный, то запретив ему выходить во двор, вы вряд ли накажете его – ведь дома ему гораздо интереснее собирать конструктор, вдали от шумных сверстников. И наоборот: подарить непоседе билеты в кинотеатр равносильно наказанию, ведь он так и рвется на улицу поиграть в догонялки.

Подготовила: воспитатель дошкольного образования Лавкет К.Д.

Литература: Пашко, В.Л. Дошкольникам об эмоциях: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /В.Л. Пашко. – 2-е изд., стер. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2017.

свернуть
поделиться в: